УШЛИ В БОЙ И НЕ ВЕРНУЛИСЬ…

В деревне Лыще Пинского района рядом с обелиском павшим жителям во время Великой Отечественной войны находится одно предполагаемое захоронение. Оно посвящено летчикам, не вернувшимся c боя летом 1944 года – гвардии капитану Богославскому И.И. и гвардии лейтенанту Романову В.Н…

Казалось, что все точки над «і» уже давно поставлены, и все вопросы по поводу гибели советского самолета и его экипажа вблизи деревни Лыще решены. Но и учителям, и ученикам местной школы не дают покоя ряд вопросов по этой теме:

  1. В самом ли деле рядом с обелиском павшим жителям во время Великой Отечественной войны захоронены Богославский И.И. и Романов В.Н.?
  2. Проводилось ли поднятие самолета, подбитого и утонувшего в болоте вблизи деревни Лыще?

С этими вопросами они обратились в Пинский историко-патриотический клуб «Поиск»:

– Если могила летчиков у обелиска условная, то есть ли возможность определить их настоящее захоронение и извлечь из бывшего болота (а ныне колхозного поля) останки самолета, если он еще находятся там?

Наша справка:

Над Пинщиной оборвался след советского самолета. В боевом донесении № 12 штаба 27-го гвардейского авиационного полка 144-го гвардейского корпуса авиации дальнего действия от 28 июня 1944 года сообщалось следующее: «С боевого задания не вернулся самолет А-20-Ж. Командир корабля гвардии капитан И.И. Богославский, штурман корабля гвардии лейтенант В.Н. Романов, стрелок-радист гвардии старшина Ю.П. Павлов. Последняя радиограмма с борта самолета получена в 23 часа 04 минуты: «Прошел рубеж реки Горынь при полете на цель».

А вот строки из сообщения начальника оперативной группы партизанского движения при военном совете 61-й армии командиру 27-го гвардейского авиаполка от 1-го июля 1944 года:

«В ночь на 28-го июня в районе Лыще (25 км севернее Пинска) сбит самолет № 144 гвардейского корпуса АДД 27-го гвардейского полка. Летчик и штурман погибли. Оба похоронены в Логишинском районе партизанами. Радист Павлов жив, тяжело ранен, требует немедленной эвакуации на санитарном самолете. Сейчас находится в 208-м партизанском полку. Первая помощь ему оказана. Документы летчика Романова высланы партизанами оперативной группой партизанского движения при Военном совете 61-й армии».

Как выяснилось позже, 11 бомбардировщиков 27-го гвардейского полка вылетели вечером 27 июня с аэродрома в Украине и взяли курс на Барановичи, чтобы уничтожить точки ППА и блокировать вражеский аэродром. До цели оставалось около 500 км.

Пролетели над Бердичевом, Житомиром, Сарнами. Пересекли линию фронта между Пинском и Лунинцем. В это время штурман самолета А-20-Ж уточнил местонахождение и установил, что самолет будет у цели на 10 минут раньше. Поэтому он предложил командиру убавить скорость, сделать вираж 360 градусов. Именно в этот момент сзади неожиданно появился немецкий самолет и открыл огонь. Советский бомбардировщик загорелся и начал резко терять высоту. Командир приказал экипажу выпрыгнуть с парашютами, что и сделали стрелок – радист гвардии старшина Ю.П. Павлов и командир гвардии капитан И.И. Богославский. Не мог покинуть самолет штурман гвардии лейтенант В.Н. Романов, потому что на нем не было на тот момент парашюта. Пылающий самолет упал на заболоченный торфяной луг в 1,5 км на северо-восток от деревни Лыще и взорвался.

К сожалению, командир приземлился рядом с самолетом и также погиб. Стрелок – радист Ю.П. Павлов приземлился более удачно – за километр от места падения бомбардировщика. С помощью местных жителей он добрался до партизанской заставы, которая на тот момент располагалась вблизи деревни Пучины. Он вернулся в свой полк и воевал до конца войны.

Утром к разбитому самолету пришли партизанские разведчики и жители деревень Лыще, Павлинова и Заборовцы. Забрали документы командира и штурмана.

Через некоторое время, появились и гитлеровцы. Они обстреляли самолет из минометов и пулеметов и только потом подошли к нему. Убедившись, что экипаж погиб, они вернулись в Логишин.

Ночью на это место опять пришли партизаны. Они увидели, что обломки самолета с телом лейтенанта В.Н. Романова затянуло в болото с тиной и торфом, поэтому партизаны забрали в отряд только тело капитана.

На следующий день И.И. Богославский был похоронен на кладбище в деревне Рудня (бывший Телеханский район Пинской области) партизанами 208-го партизанского полка имени Сталина в присутствии стрелка – радиста Ю.П. Павлова.

В 1987 году, предположительно, останки погибших летчиков были перезахоронены с почестями в деревне Лыще. 

 Прибывшие на место в деревню Лыще участники инициативной группы Пинского историко-патриотического клуба «Поиск» посетили местную школу, где встретились с ее учителями. Последние высказали свое предположение, где могут быть захоронены погибшие летчики со сбитого фашистами бомбардировщика № 144 гвардейского корпуса АДД 27-го гвардейского полка и о предположительном нынешнем местонахождении самого самолета.

Затем члены клуба побывали на месте предположительного захоронения И.И. Боголюбова и В.Н. Романова.

И, конечно же, не обошлось без посещения очевидцев, которые в далекие военные годы были подростками и могли видеть падение и гибель самолета с его экипажем.

Первая встреча состоялась с Пригодичем Иосифом Ивановичем, который рассказал следующее:

– Мне в то время было 16 лет, и я хорошо помню, как разбился наш самолет вблизи деревни Лыще.Это был конец июня 1944 года. Ночь в то время оказалась очень темной, и вдруг небо над селом озарилось ярким алым светом. Мы выбежали во двор и увидели, как над деревней летел пылающий самолет. Он резко терял высоту и в полутора километрах от деревни упал в болото. Как нам потом стало известно, что в этом бомбардировщике находились 3 наших летчика.

Двое спустились на парашютах, а третий погиб сразу и остался в самолете. Позже выяснилось, что одного из тех, кто спускался на парашюте, фашисты убили, и его уже бездыханное тело приземлилось около подбитого самолета. Его партизаны забрали в деревню Заборовцы, где и похоронили. Оставшийся в живых летчик ушел с партизанами. Как сложилась его судьба, мне далее неизвестна.

Перед тем, как самолет затянуло в болото, нам, еще мальчишкам, удалось побывать внутри его и своими глазами увидеть погибших двоих летчиков. Один лежал около самолета, второй, который, видимо, не успел выпрыгнуть, находился внутри. У него был распорот живот, виднелись его внутренности. Удалось забрать его тело или нет – мне доподлинно не известно, но поговаривают, что и его партизаны, возможно, забрали и похоронили в Пучинах.

Из тех обломков погибшего самолета, которые местным жителям удалось достать, делали различные домашние приспособления. Ну, а так как бомбардировщик и по сей день находится в земле, я так думаю, бывшего болота и о том времени сегодня напоминает впадина, которую можно увидеть на месте падения, и сегодня.

А вот где похоронен летчик, который лежал у обломков разбившегося самолета, мнения разделились. Одни говорят, что он похоронен в Пучинах, другие – в Заборовцах, третьи – в Рудне или Лыще. Так же достоверно не известно, удалось ли достать из самолета третьего летчика, который не успел выпрыгнуть. Возможно, его останки по сей день покоятся в погибшем бомбардировщике.

Ведь по всей вероятности, в Лыще захоронение может быть только условное. Как утверждают некоторые свидетели церемонии торжественного открытия памятного знака: в землю были закопаны только капсулы с землей, а не останки погибших летчиков.

P.S. Во время посещения деревни Лыще инициативной группой Пинского историко-патриотического клуба «Поиск» удалось выяснить: в деревне Пучины находится могила еще одного неизвестного летчика с самолета-разведчика, подбитого в районе деревни фашистами в 1944 году, имя которого необходимо также будет установить и придать статус воинского захоронения его могиле..(Н.Верасень)

Исследовать место падения самолета в ближайшее время будет историко-патриотическо-технический отряд «Авиапоиск-Брест», под руководством Владимира Бухты. Он предоставил нам фото лейтенанта Романова и капитана Богославского.

 Фото предоставлено: Авиапоиск-Брест

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *